Мой сайт Воскресенье, 19.01.2025, 23:46
Приветствую Вас Гость | RSS
Меню сайта
Статистика

Онлайн всего: 1
Гостей: 1
Пользователей: 0
Главная » 2014 » Июль » 16 » Мать русского женского монашетва. Евфросиния
12:42

Мать русского женского монашетва. Евфросиния





Вот я собрала вас ради имени Господа, подобно тому, как птица собирает птенцов под крылья свои; я собрала вас как овец Божиих на луг божественный. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостию, а не с печалью заботилась о спасении нашем и чтобы я возвеселилась духом, видя духовные плоды трудов ваших.

Святая благоверная княгиня Евфросиния

Преподобная Евфросиния Полоцкая, до пострига носившая имя Предслава, была праправнучкой святого равноапостольного князя Владимира и дочерью Полоцкого князя Георгия (Святослава) Всеславича. С детских лет она овладела грамотой, читала Псалтирь, Священное Писание и другие духовные книги. Любовь к книжному чтению сочеталась у нее с усердной молитвой, и уже тогда Предслава стяжала, по словам летописца, «плод молитвы». Мудрости ее «чудился» не только отец и близкие: слава о ней разошлась далеко за пределы Полоцкой земли. Многие князья просили руки Предславы, однако все предложения о браке она отвергала, желая стать монахиней, несмотря на несогласие родителей.

Однажды, узнав, что родители хотят обручить ее с одним из князей, она тайно ушла из дома в женский монастырь к игуменье Романе (вдове ее дяди Романа Всеславича) и начала просить пострига. Возраст Предславы (ей было тогда всего 12 лет) и необыкновенная красота казались игуменье несовместимыми с монашеством. Однако глубокий разум княгини и ее молитвенная настроенность скоро переубедили игумению. Несмотря на возможный гнев отца Предславы, игумения благословила племянницу на постриг.

При постриге Предслава получила имя Евфросиния. Некоторое время новопостриженная была на послушании в обители. Но даже строгая монастырская жизнь не удовлетворяла ее стремления к духовному подвигу. По благословению Полоцкого епископа Илии она удалилась в затвор, поселившись в «голубце» – особой келье при Софийском соборе города Полоцка. Здесь она проводила время в молитве, бдении и переписывании духовных книг, насыщаясь премудростью из книг соборной библиотеки. «Евфросиния сердце свое напояла Божией премудростью», – пишет автор жития преподобной. Труды и подвиги ради собственного духовного возрастания были неотделимы для Евфросинии от деятельной любви к людям. Переписанные книги она дарила тем, кто жаждал Духовного просвещения.

Святитель Димитрий Ростовский отмечает, что Евфросиния уединилась в келье Полоцкого Софийского собора «в подражание тех древних Иерусалимских дев, среди которых была и Пречистая Дева Богородица, живших при Соломоновой Святая Святых церкви в особых комарах, при стене церковной, на то устроенных».

Когда духовные силы юной монахини укрепились, она получила откровение оставить затвор. Трижды являлся ей ангел, открывая будущее место обители, которую предстояло основать: «Ты должна пребывать здесь, ибо Господь желает через тебя на сем месте наставить многих на путь спасения». С тем же наставлением ангел явился и Полоцкому епископу Илии. «Почивает Дух Святый на ней», – сказал ангел и указал поставить Евфросинию игуменией новой обители в местечке Сельцо под Полоцком. (В Спасской церкви местечка Сельцо по традиции погребались Полоцкие епископы). Исполняя волю Божию, епископ Илия собрал князей и бояр и, рассказав им о видении, сказал: «Вот я в присутствии вас даю Евфросинии место при церкви Святого Спаса на Сельце, дабы был там монастырь девический. Пусть никто не препятствует и не отнимает у нее то, что я дал ей».

Оставив келью Софийского собора, Евфросиния поселилась при церкви Преображения для основания женского монастыря. Произошло это около 1128 г. В Сельцо Евфросиния взяла только книги «ими же, по ее словам, утешает ми ся душа и сердце веселит». Евфросиния стала наставницей и руководительницей многих избравших иноческий путь. Год за годом Спасо-Преображенский монастырь расширялся и укреплялся. Здесь приняли монашеский постриг родная сестра Евфросинии Градислава (с именем Евдокия) и двоюродная сестра Звенислава (с именем Евпраксия).

Сестер обители Евфросиния «с радостию и прилежанием» обучала грамоте. «Аз веселым сердцем подвизаюся учити», – говорила она. В обители преподобная создала женскую школу, одну из первых на Руси: «Собравши же младых девиц несколько, обучала писанию, також ремеслам, пению, швению и иным полезным ремеслам, да от юности навыкнут разумети закон Божий и трудолюбие». Эта школа способствовала быстрому росту монастыря.

Свой духовный опыт и свет одухотворенного молитвой знания Евфросиния несла всем ищущим их. Для многих она стала духовной матерью.

Как в незамутненном стекле отразилось ее влияние в душе двоюродной сестры Звениславы (в иночестве Евпраксии): «Презираю все красное в мире, а что имею, то отдаю в Церковь Спасителя, и сама желаю соединиться с Ним духовным союзом, подклонить главу мою под благое и легкое иго Его». Звенислава отдала в обитель «все свои вещи золотые и многоценные ризы», и вместе с сестрой и наставницей своей «начали они жить в монастыре в единомыслии в молитвах к Богу; и были словно единая душа в двух телах».

Однажды в монастырь пришел любимый брат Евфросинии Вячеслав с супругой и детьми. После беседы с братом она сказала, что хочет оставить в монастыре двух его дочерей – Киринию и Ольгу. Родители очень огорчились такому решению игумении, не желая расставаться с девочками. «Однако ни Вячеслав, ни его супруга, безутешно плакавшая, не осмелились противиться словам блаженной Евфросинии, так как принимали слова ее, как бы слова Самого Христа, и знали, что она была истинной рабой Христовой и достойным вместилищем Святого Духа... Ибо, – продолжает составитель жития, – блаженная Евфросиния имела такой дар духовный, что на кого взирала очами своими, тотчас узнавала, есть ли в нем дух добродетели и может ли он быть сосудом избранным для Господа. Таким-то образом она и знала наперед, что те две юные отроковицы, дочери брата ее, добродетельною жизнью своей угодят Христу». Обе отроковицы остались в монастыре и впоследствии приняли постриг.

Древний жизнеописатель передает обращенные к сестрам слова преподобной, призывающие их к подвижничеству: «Вот я собрала вас ради имени Господа, подобно тому, как птица собирает птенцов под крылья свои; я собрала вас как овец Божиих на луг божественный. Паситесь же на заповедях Господних, возрастайте в добродетелях от силы в силу, чтобы я с радостию, а не с печалью заботилась о спасении нашем и чтобы я возвеселилась духом, видя духовные плоды трудов ваших. Вот вы видите сами, со сколь великими трудами стараюсь я сеять в сердцах ваших слова Божии; но сердечные нивы ваши иногда остаются как бы не созревающими, не преуспевающими в добродетели; время же жатвы приближается. Вот уже лопата на гумне, она отделит плевелы от пшеницы. Страшусь, сестры мои, как бы среди вас не нашлись плевелы, которые будут преданы огню неугасимому. Старайтесь же, молю вас, сохранить себя невредимыми от греховных плевел, чтобы вы могли избежать огня геенского. Приготовьте себя чистую пшеницу Христову, измельчитесь в жерновах смирения, трудами постническими, чистотою, любовью, молитвой, и тогда вы приготовите из себя хлеб приятный Богу». Мать игумения так молилась Господу о вверенных ей сестрах обители: «Сотвори их овцами двора Твоего и будь им Пастух и Дворник, дабы ни едина из них не была украдена волком губителем диаволом; будь им, Господи, оружие и забрало, да не сойдет на них зло, да не приблизится рана к телам; не погуби нас с нашими беззакониями, ибо на Тебя полагаем упования наши на Бога для знающих Тебя; Тебе возносим хвалу до последнего нашего вздоха».

В 1161 г. усердием преподобной Евфросинии был воздвигнут каменный Спасо-Преображенский собор – одна из жемчужин древнерусского зодчества. Храм в перестроенном виде сохранился до наших дней. Строитель, мастер Иоанн, сам пришел к Евфросинии, наставленный Духом Святым, повелевшим ему принять участие в постройке собора. В житии Евфросинии рассказывается о том, как кирпичи, которых недоставало для постройки храма, чудесно являлись по молитве игуменьи. Просыпавшиеся утром строители видели печь полную обожженной, готовой к укладке плинфы, услышав при этом слова святой девы, молящейся Спасителю: «Ты, даровавший нам большее, даруй нам и меньшее».

(В этот храм преподобная пожертвовала напрестольный крест, о котором мы расскажем подробнее – он того заслуживает. Крест этот был создан в 1161 г. как ковчег для хранения великих христианских святынь по благословению преподобной Евфросинии золотых дел мастером Лазарем Богшей. Святая Евфросиния обратилась с просьбой лично к Византийскому императору Мануилу I и Патриарху Луке Хрисоверху «отпустить» на Русь Эфесскую икону Пресвятой Богородицы. Просьба преподобной была исполнена и, очевидно, именно при передаче иконы в Константинополе полоцким послам были получены и святыни для креста. В крест были вложены: капля крови Спасителя, частица Древа Креста Господня, частица камней от гроба Пресвятой Богородицы, капля крови великомученика Димитрия Солунского, частички мощей архидиакона первомученика Стефана и великомученика Пантелеимона. Лазарь выгравировал на святыне молитвенную надпись: "Господи, помози рабу Твоему Лазорю, нареченному Богшею, сделавшему крестъ сии церкви святаго Спаса и Офросиньи". Этот крест, как великую святыню, хранили на Руси многие века, пока в годы Великой отечественной войны он не исчез таинственным образом из здания Могилевского археологического музея, где хранился последние годы. Скорее всего, святыня в 1943 г. была вывезена оккупировавшими Белоруссию фашистами в Германию…)

Но вернемся к рассказу о храме. Внутри него, по сторонам хоров, были устроены две небольшие кельи, в одной из которых жила преподобная Евфросиния. Здесь хорошо были слышны слова Богослужения и пение сестер, а сквозь небольшое окно в стене открывались ее взору поля и древний Полоцк с его храмами.

Преподобная Евфросиния основала также Богородицкий мужской монастырь, построила в нем каменную церковь в честь Пресвятой Богородицы, украсила ее иконами и передала инокам. Воспользовавшись родством с Византийским императором Мануилом Комнином, она обратилась к нему, а также к патриарху Константинопольскому Луке с просьбой прислать для обители одну из величайших святынь – икону Божией Матери «Ефесская», написанную по преданию, святым апостолом и евангелистом Лукой. Евфросиния отправила им богатые дары, и в 1162 г. икона прибыла на Русь вместе с благословенной патриаршей грамотой для Полоцкой игумении. Икону везли через Корсунь (Херсонес), где по просьбе жителей она пробыла около года, получив название Корсунской, и, наконец, прибыла в Полоцк. В 1239 г. дочь Полоцкого князя Брячислава Александра, выходя замуж за великого русского князя Александра Невского, взяла икону как благословение и подарила ее городу Торопцу, в котором состоялось их с князем венчание.

В трудный век раздробленности Руси преподобная Евфросиния непрестанно молилась о единстве Русской земли, о победе над «тьмой разделения». Благодатным словом наставления, которое было ей «даром Бога», как повествует жизнеописатель, она примиряла многих князей, бояр и простых людей. Она «всех хотяше имети яко единую душу».

На склоне лет преподобная, предчувствуя скорую кончину, исполнила свою давнюю мечту – совершила паломничество на Святую Землю. Оставив монастырь на попечение сестры своей Евдокии, она вместе с племянником Давидом и сестрой Евпраксией отправилась в далекий путь. Во время пребывания в Константинополе преподобная, «войдя в великую церковь Святой Софии, помолившись и поклонившись всем святым Божиим церквям, получила благословение от патриарха, купила многоразличные фимиамы и золотую кадильницу и пошла в Иерусалим». Величайшей святыне христианства – Гробу Господню – Евфросиния пожертвовала драгоценную кадильницу – первый дар русских жен, вставший в единый ряд с лампадой, возженной несколько десятилетий назад игуменом Даниилом «от всея Руськыя земли».

Дар преподобной был принят Господом. Знаком этого явилось исполнение ее желания быть погребенной на Святой Земле. Во время тяжелой болезни ей было возвещено ангелом о близкой кончине. Она прославляла Бога за милость Его и с радостью ожидала указанного срока. 24 дня провела она на одре болезни в одном из монастырей Иерусалима и скончалась 24 мая 1173 г., причастившись святых Христовых Таин, с молитвой на устах. Предание сохранило последние слова этой молитвы: «Господи, приими дух мой от меня во святом граде Твоем Иерусалиме и пресели меня в вышний град Твой Иерусалим». Тело почившей, согласно завещанию ее, было погребено сопровождавшими ее родственниками в обители преподобного Феодосия, на паперти храма Пресвятой Богородицы – там, где покоились матери преподобных Саввы и Феодосия, святого бессребреника Феодотия и многих святых жен. Давид и Евпраксия, возвратившись в Полоцк, принесли весть о блаженной кончине и погребении преподобной Евфросинии. С тех пор в день кончины ее ежегодно совершалось поминовение. Началось благоговейное почитание той, которая стала небесной покровительницей града Полоцка…

В октябре 1187 г. Иерусалим завоевал султан Саладин, который потребовал от христиан в пятидесятидневный срок покинуть город, предварительно выкупив свою жизнь. Монахи русского монастыря, возвращаясь на родину, взяли с собой святые мощи русской княгини и принесли их в Киев, где они были положены в дальних пещерах Киево-Печерской Лавры, в нише пещерного храма Благовещения Пресвятой Богородицы. Так преподобная Евфросиния стала первой из русских жен, погребенных в великой обители.

К середине XIII в. литовцы завоевали Полоцк, и Полоцкое княжество перестало существовать как самостоятельное. К XIV в. Полоцкая земля окончательно входит в состав Литовско-русского государства. В это время Православие и русская культура в Белой Руси еще сохранялись. Более того, к XVI в. Полоцк был едва ли не крупнейшим городом государства, население его превышало 100 тысяч жителей. Согласно Люблинской унии 1569 г., Литва и Польша объединились в единое государство – Речь Посполитую. Пробыв несколько лет (1563 - 1579 гг.) и (1654 - 1657 гг.) под властью Московских царей, Полоцк оставался владением Польши до 1772 г. Затем для Православия наступили трагические времена.

В 1579 г. польский король Стефан Баторий призвал в Полоцк иезуитов и отдал им православные церкви и монастыри города. Полоцкая епархия, одна из древнейших на Руси, перестала существовать. (Полоцкая епархия была учреждена в 992 г., первый Полоцкий епископ Мина был посвящен в сан в 1105 г.).

В 1596 г. в Бресте был созван собор, на котором провозгласили Унию (от латинского слова «соединение») католической и православной Церквей. Православные западной Руси не признали решения собора. Тогда началось насильственное обращение в унию с использованием всей мощи государства. Пошли в ход самые изуверские методы: аресты, истязания, мучения, убийства. Всякий, кто осмеливался поднять голос в защиту Православия, объявлялся врагом Отечества. Относительно «схизматиков», как называли православных, было дозволено все. В 1676 г. правительство Польши решило окончательно истребить православную веру в Западной Руси. Уния была провозглашена единственной законной церковью, кроме католической, в пределах Речи Посполитой. Началось тотальное преследование Православия. На Унию в Польше смотрели лишь как на переходную ступень к католицизму.

Православие казалось навсегда изгнанным из земли Полоцкой. «Дети умирали без крещения, а мужья с женами жили без благословения», – сообщает Летопись. Но даже в те годы, когда «Православие и русская народность Белоруссии казались погибшими навсегда», память о святой жизни преподобной Евфросинии «православной по вере и русской по происхождению», давала жителям земли Полоцкой силу «сохранить свою православную веру и русскую народность». И Господь не допустил уничтожения Православия на древней Русской земле. Русские войска вошли в Польшу, и после трех разделов ее территории в конце XVIII в. все православные области, кроме Галиции, присоединились к России.

В 1833 г. восстанавливается Православная Полоцкая епархия. Храм Спаса, построенный преподобной Евфросинией, был возвращен православным. Тогда жители Полоцка впервые обратились в Синод с просьбой о перенесении мощей преподобной Евфросинии в обитель, основанную ею. Великой радостью для всех православных стало возвращение в храм Спаса креста с мощами, принесенного в дар преподобной Евфросинией. С 1579 по 1841 гг. крест хранился в Полоцком Софийском соборе. (Надписи на кресте указывали святыни, которые содержались в нем: 1) Кровь Христова. 2) Древо животное, т. е. часть Животворящего Креста Господня. 3) От гроба Пресвятой Богородицы. 4) Мощи святого Стефана. 5) Кровь святого Димитрия. 6) Мощи святого Пантелеимона. По обеим сторонам креста находились 19 образов с надписями. В боковой надписи вокруг креста содержалось требование хранить крест в храме Спаса на вечные времена и запрещение забирать крест из монастыря). То, что крест сохранился, было настоящим чудом, так как иезуиты старались истребить все памятники, напоминающие о древностях православных в западной Руси. 77 лет жители Полоцка не оставляли попыток возвратить мощи преподобной. Шесть раз в течение XIX в. обращались они в Синод, но их усердие ни к чему не привело. Лишь в 1871 г. в Полоцк была перенесена частица мощей святой. Мысль о перенесении всех мощей не встречала сочувствия Синода и Киевской митрополии. Потребовались многие годы и усердные молитвы почитателей преподобной, доклады на Всероссийском миссионерском съезде, в Святейшем Синоде, резолюция государя Николая II.

700 лет помнили и с любовью почитали верующие люди Белой России свою святую, несмотря на все религиозные и исторические превратности Белорусского края, несмотря на сопротивление духовных властей и молчание Синода в течение всего XIX в. И вот на третий день Пасхи 22 апреля 1910 г., после Божественной Литургии, мощи святой были переложены из старого гроба в обновленную кипарисовую раку, вынесены из Киевских пещер и установлены в Великой Лаврской церкви на возвышении. В Киев прибыло более 20 тысяч богомольцев.

Святая Лавра Киевская прощалась с Полоцкой княжной, почивавшей здесь более семи веков. В Лаврской церкви весь день шло поклонение мощам, затем началось всенощное бдение. Утром – Литургия, молебен, грандиозный Крестный ход с мощами вокруг храма и к Днепру на пароходную пристань. Весь народ пришел прощаться со святой.

Ослепительно белый пароход, украшенный зеленью и цветами, увозил раку со святыми мощами преподобной. Еще три парохода сопровождали святыню. Плавание по Днепру продолжалось 12 дней с остановками в Любече, Речице, Рогачеве, Быхове, Могилеве и Орше. Во всех местах остановки флотилии совершались торжественные богослужения; на носу парохода была сооружена часовня с зеркальными окнами. Темными украинскими ночами пароходы сверкали огнями сотен свечей. На берегах, у самой воды, паломники разжигали костры, стояли со свечами. Дни шествия великой славянской святыни по водам Днепра стали поистине днями общей молитвы, торжеством славянского единства.

Во время остановки и празднования в местечке Речица Минский епископ Михаил в проповеди произнес слова, поразившие тогда всех. И как они подходят к событиям наших дней! «За долгие годы наша Белая Русь чего только не пережила, чего не испытала. Осилили ее враги, отторгли от единства с Великой Россией. И начались со стороны врагов притеснения... издевательства не только над живыми, но и над умершими православными предками нашими, тела и кости коих вырывались из земли и предавались поруганию. И многие тогда малодушные из наших соотечественников, особенно бояре и дворяне, не устояли в Православной вере своих отцов. И было время, что казалось, край этот погиб... Спасла тогда Белоруссию только вера Православная, о насаждении и укреплении коей пеклась преподобная Евфросиния… Теперь помыслы врагов наших, врагов России направлены на эту силу, на Церковь Православную... не щадят для этого ни ума, ни средств. Вот предстательница наша пред Богом и возвращается к нам, чтобы встать на охране Православия в своем родном крае...»

От Орши святыню с Крестным ходом понесли в Витебск, а затем в Полоцк. Полоцкие торжества длились три дня. Прибыли высокие гости: обер-прокурор Синода, высшие иерархи юго-западного края, наместники и игуменьи ближних и дальних монастырей и десятки тысяч паломников. Мощи преподобной были положены в раку, сооруженную на пожертвования всего края. Но самым значительным и торжественным стало возвращение святых мощей преподобной Евфросинии в свою обитель.

Во время Крестного хода в процессии следовали королева эллинов, великий князь Константин Константинович, великая княгиня Елизавета Феодоровна. Раку внесли в монастырский собор, а на следующий день – в Спасский храм, основанный самой преподобной.

Но недолго пробыла в своей обители преподобная. Согласно постановлению «народного комиссариата юстиции РСФСР» 13 мая 1922 г. рака с мощами преподобной Евфросинии была вскрыта. В заключении «врачебно-научной» экспертизы указывалось, что «труп мумифицировался вследствие благоприятных почвенных условий». При вскрытии мощей нашли записку иерея Клавдия, в которой было написано: «...Мы не дерзали никогда раскрывать святое тело преподобной матери нашей Евфросинии, только тогда, когда свидетельствовали ея».

После вскрытия мощи отправили на атеистическую выставку в Москву, а оттуда – в Витебск, где их держали в качестве экспоната местного краеведческого музея. Драгоценная рака была реквизирована вместе с другими ценностями обители.

Во время немецкой оккупации верующие перенесли нетленные останки преподобной в Свято-Покровскую церковь Витебска, а 23 октября 1943 г. мощи возвратились в Полоцкий Спасо-Евфросиниевский собор, и 25 числа, впервые после 25-летнего перерыва, у мощей преподобной в основанном ею монастыре была отслужена Божественная Литургия. Но еще не скоро был возобновлен монастырь. Лишь в 1992 г. выселили последних жителей из братских корпусов, началась реставрация соборов монастыря, посажен был фруктовый сад над огромной братской могилой, в которой лежат тела расстрелянных, им же несть числа... Полоцкая обитель преподобной Евфросинии восстанавливается на земле, политой кровью новомучеников Российских.

…Приехав поклониться в монастырь, можно выйти на речку и, прямо с камня, на котором умывалась преподобная, полюбоваться красотой этих мест, можно подойти к Спасскому собору, где до сих пор цела келейка преподобной с остатками древней росписи на стенах. Внизу, слева от алтаря, покоятся чудотворные мощи преподобной. И везде, где бы вы ни были, ощущается живое присутствие преподобной Евфросинии.

Образ преподобной Евфросинии внутренне созвучен образу святой преподобной княгини Ольги, обретающей святость в деятельном, активном служении вверенному ей народу. Как и святая Ольга, преподобная Евфросиния избрала путь духовного материнства и продолжает его, утверждая этот путь для тех, кто в служении Богу видит цель своей жизни. Преподобная Евфросиния – невеста Христова, обретающая спасение и жизнь вечную в аскетизме, уходе от мира. В ее образе мы видим истовость, духовную ревность, внутреннее горение – черты, которые особенно сближают ее с апостолом Павлом.

Преподобная Евфросиния стала матерью женского монашества и всех жен русских, избравших путь духовного совершенствования и аскетизма. Она первая русская игумения, «матушка Русской земли», по словам летописца. Она первой из святых русских жен воплотила и раскрыла для всех русских женщин путь святости преподобных как главный в делании Святой Руси. Она стала первой наставницей русских жен в таинствах духовной жизни.

Не будет ошибкой сказать, что духовный подвиг первых из святых жен русских – святой Ольги, преподобной Анны Новгородской и преподобной Евфросинии Полоцкой – связывается в единое духовное звено. С�%2�%�}z

Просмотров: 284 | Добавил: ohisfier | Рейтинг: 0.0/0
Всего комментариев: 0
Форма входа
Поиск
Календарь
«  Июль 2014  »
ПнВтСрЧтПтСбВс
 123456
78910111213
14151617181920
21222324252627
28293031
Архив записей
Друзья сайта
  • Официальный блог
  • Сообщество uCoz
  • FAQ по системе
  • Инструкции для uCoz
  • Copyright MyCorp © 2025Бесплатный хостинг uCoz