(с точки зрения любителя истории) Историческому событию субботы (14 сентября) — первому визиту в Царское Село Феодоровской иконы Божией Матери было посвящено несколько заметок в “ЦГ”. Но, думаю, не лишним будет по такому случаю рассказать об истории иконы. Ведь впервые за многие века, святыня гостила в Санкт-Петербурге и Царском Селе и, что особенно примечательно, в Феодоровском соборе. Такого не случилось, даже когда построенная к юбилею Романовых церковь стала называться Феодоровским Государевым собором, став приходской, домовой церковью последней царской семьи. Не икону в царскую резиденцию привозили, а Николай II с супругой дважды, в год венчания и по случаю 300-летия царей Романовых, отправлялся на поклонение фамильной иконе в град Кострому. Не сложная вроде бы задача оказалась совсем не из легких. Даже в наиболее продвинутых (современных) публикациях, посвященных замечательной иконе, встречается столько несоответствий времени событий и связанных с ними исторических лиц, что диву даешься, почему до сих пор на это закрывают глаза. Конечно, для церковных людей — какой князь, в каком году — не столь уж и важно, чудотворные ее свойства все равно остаются незыблемыми. Однако простым любителям истории (не идеологам) все же желательно, по возможности, подвигаться к истине. Что я и попытался сделать в комментариях по тексту и в P.S. История иконописного образа Пресвятой Богородицы Феодоровской, изобилующая многими замечательными поворотами судьбы, уходит в середину XII века. Суздальский князь Георгий Всеволодович, гласит предание, строя Городец (Нижегородская губерния), вознамерился перенести туда (крестным ходом) икону, находящуюся в простой деревенской часовне селения Малый Китеж. Ныне селение Кидекша находится близ Суздаля. Но икону невозможно было сдвинуть с места. Князь истолковал сие тем, что образу Владычицы Небесной угодно остаться на этом месте, и основал здесь Святую обитель с церковью св. мч. Феодору Стратилату. Так в 1164 году возник Городецкий Феодоровский мужской монастырь. В 1238 году, когда на Русь, погрязшей в междоусобной брани, обрушились монголо-татарские полчища Батыевы, монастырь был разорен и сожжен. Икону из алтаря церкви вынести не успели. Возможно, этот эпизод монголо-татарского нашествия лег в основу одной из самых захватывающих былин — “О невидимом граде Китиже...”, ушедшем от поганых под землю. Августа 16 день 1239 года, согласно преданию, Костромской князь Василий Ярославович, по прозванию Квашня (младший брат Александра Ярославовича Невского), погнавшись на охоте за зверем, неожиданно увидал перед собой икону Богородицы зависшею на сосне. В руки князю (как уже наблюдалось) она снизойти не пожелала, спустившись на грешную землю только коленопреклоненными молитвами духовенства и жителей Костромы, созванных князем. (С тех пор установилась традиция нести икону только священнослужителям). Крестным ходом икону перенесли в соборную Феодоровскую церковь Костромы, которую, по преданию, заложил Ярослав Всеволодович, в святом крещении Феодор во имя своего небесного покровителя святого мученика Феодора Стратилата (т. е. полководца). Отсюда дальнейшее название иконы — Феодоровская. За день до обретения иконы, в день Успения Пресвятой Богородицы жителям Костромы явилось видение — воин, обличием подобный изображению Феодора Стратилата, пронес икону по Костроме. Тогда всем стало очевидно — икону в Кострому принес сам святой. В Кострому стали стекаться многие христиане, пожелавшие воочию лицезреть явленную икону. Среди них оказались и купцы из Городца, поведавшие, что “тая икона из их града” исчезла при погроме Городца татарами. Их усердием точный список с иконы помещен в главном соборе Городецкого монастыря — Феодоровском. На месте обретения иконы князь построил монастырь. Молитвенный образ Богородицы Феодоровской, уберег “Богохранимый град Кострому”, в следующие 1260 года нашествие монголо-татар. Несомый впереди русского войска образ Богородицы ослепил исходящим от него Божественным светом татарское войско, да так, что те в ужасе повернули вспять. В память о чудесном избавлении место битвы отмечено крестом и часовней, а близ лежащее озеро переименовали Святым. Список (точное воспроизведение иконы Божией Матери Феодоровской) служил предсмертным молитвенным образом Богородицы Вел. кн. Александру Ярославовичу (Невскому). В 1263 году, почувствовав скорый конец, дорогой из орды “Благоверный” князь принял схиму в Городецком монастыре. Немного минуло времени и случись так, что деревянная церковь Феодора Стратилата в Костроме сгорела дотла, казалось, что икона безвозвратно утрачена. Однако через несколько дней (о, чудо) икону откопали в золе. Вероятно, с тех пор лик ее заметно потемнел. Вновь отстроенная церковь через некоторое время снова подверглась пожару (частому явлению для деревянных селений), но икона, как и в момент своего обретения в лесу, с Божией помощью поднялась и зависла в воздухе, опустившись на грешную землю посреди площади только после того, как собравшиеся жители Костромы, подумавшие, что небесные силы забирают икону за их прегрешения, упав на колени, слезно молили не лишать их городской святыни. Два пожара за непродолжительное время заставили князя построить новую, уже каменную церковь, в честь иконы Успения Пресвятой Богородицы с правым приделом, посвященным св. мч. Феодору Стратилату, где и поместили икону. Успенский собор, разрушенный в 1934 году, был замечателен тем, что алтарная сторона храма была обращена не на восток, как обычно, а на север, в том направлении, где была чудесно явлена икона. В смутное время междуцарствия 14 марта 1613 года Феодоровской иконой был благословлен на царствие первый из царского дома Романовых Михаил Феодорович. От него, его матери инокени Марфы, отца и соправителя патриарха Филарета (в миру Феодора, совпадение ли — Божий промысел?) икона была по царски убрана в серебряный золоченый оклад, украшенный драгоценными каменьями. С той поры святыня Костромы стала особо чтима потомками Романовых. Когда в 1913 году торжественно отмечалось 300-летие царской династии Романовых, в честь их фамильной иконы Пресвятой Богородицы Феодоровской были возведены два величественных собора — Феодоровский собор в Санкт-Петербурге и Феодоровский Государев собор в Царском Селе. Феодоровскую икону Богородицы можно по праву называть Государевой — Государственной, державной, поскольку с нею непосредственно связана история государства Российского и ее державных повелителей. А Феодоровский собор в Царском Селе —Государевым, поскольку он являлся для святых царственных мучеников приходской, а нижний храм — домовой церковью. В. Панов P.S. Любителям истории Городец построен в 1164 году владимиро-суздальским князем Андреем Боголюбским после похода на волжских болгар. Георгий Всеволодович жил позже — в 1188-1238 гг. Если обретение иконы произошло в 1239 году, то Василий Ярославич здесь ни при чем, он появился на свет только в 1241 году. Князем Владимирским в те годы был Ярослав (Феодор) Всеволодович, 1191-1245 (отец Василия и Александра Невского, брат Георгия Всеволодовича. Два последних, как и их пращур Андрей Боголюбский, признаны святыми Благоверными князьями). Он же мог в начале XIII века заложить Феодоровскую церковь. Но на княжении в Костроме в 1239 году мог находиться и другой Василий, возможно, даже и не князь, а боярин. Действительно, в 1260 году супротив татар с иконой Феодоровской впереди мог выступить Костромской князь Василий Ярославович. Он же мог построить каменную Успенскую церковь. Правда, поиски на территории Костромского кремля археологами остатков каменной церкви XIII века результатов не дали. Разрушенный в 1934 году, каменный Успенский собор относился к XVI веку. До советских времен икона постоянно находилась в Успенском соборе. В 1919 году она переместилась в мастерские академика Грабаря на реставрацию. Однако до сих пор вопрос о древности иконы остается открытым. По мнению одного из исследователей, икона написана в начале XIII века, т. е. перед самым ее обретением в лесу. Но как бы там ни было, именно перед ней благословлен на царство Михаил Романов, перед списком с нее почил в бозе Александр (Невский). Она способствовала победе русского войска в 1260 году и много еще памятных исторических событий. В Кострому, в храм Воскресения Господня икона возвращена усилиями местного протоиерея только в 1964 году. С 1991 года икона занимает видное место в восстановленом кафедральном соборе Богоявленско-Анастасьинского монастыря (резиденции архиепископа Костромы Александра).
Источник: www.pushkin-town.net
|
|