Возрождение Жабынской пустыни. Архимандрит Никон
4 декабря весь Православный мир празднует Введение во храм Пресвятой Богородицы. Христианские храмы, освящённые в честь этого праздника, именуются Введенскими. В Белевской и Алексинской епархии в честь Пресвятой Девы Богородицы названа Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь. Это древняя святыня нашего края.
Белевская Введенская Макариевская Жабынская пустынь была основана в конце XVI века. Единственным документом, свидетельствующим об основании обители, была копия выписки из царской грамоты, находившаяся до пожара 1864 года в архиве монастыря [1, С. 5].
Пустынь основана в 1585 году в царствование Федора Иоанновича по жалованной им грамоте, данной некоему благочестивому старцу Онуфрию, составленной Белёвскими писцами Никитой Григорьевичем Ржевским «со товарищи». В этой грамоте сообщается, что «государевы царевы и великого князя Белевских дворцовых сел писцы Никита Григорьевич Ржевский с товарищами дали старцу Онуфрию Жабынское городище под монастырь». Кроме Жабынского городища, на котором воздвигнут монастырь, старцу Онуфрию были отданы пахотные земли, луга для сенокоса и лесной бор.
Монастырь являлся одним из крупнейших на Тульской земле. Однако Жабынская пустынь, находящаяся в устье речки Жабыни, впадающей в Оку, в пяти верстах от Белева, разорялась в Смутное время, а в 1615 году была разорена и сожжена поляками во главе с Лисовским без остатка, как и Оптина пустынь.
Неизвестно, сколько времени пролежала в развалинах и оставалась в запустении Жабынская пустынь после ее разорения. Источники говорят о том, что уже преподобному Макарию пришлось «устроять» все вновь на пустом месте, строить храм и кельи, собирать братию. Это нелегко и в другое время, а когда разорен был весь край, старцу пришлось долго переносить на пепелище и голод, и холод, он все терпел для Господа, и пустынь Жабынскую в честь него стали называть Макариевою. Изображение преподобного Макария видно было даже на столпе храма девичьего Козельского монастыря. В синодике жабынском сказано и то, что преподобный Макарий «доныне сияет в чудесах» [2].
Но не только после тяжелых годин Смутного времени пришлось восстанавливать Макариевскую пустынь. В XX веке суровые испытания выпали на долю монастыря и братии этой святой обители: закрытие и разорение Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни в первые десятилетия советской власти, а также разрушения в период Великой Отечественной войны. В ходе боев за Белев под яростным артиллерийским огнем пострадали храмы и здания монастыря [3, С. 274-275].
Так сложилось, что в истории Жабыни на протяжении более четырехсот лет монашеская жизнь прерывалась по различным причинам не один раз. Но всегда она возрождалась и по воле Господа в роли ее возродителей оказывались выдающиеся и талантливые организаторы, настоящие пастыри, честные и нелицемерные работники на Ниве Христовой. История пустыни помнит преподобного Макария, архимандрита Тихона, игуменов Венедикта и Иону, которые оказались в обители именно в то время, когда она требовала пастырской заботы, окормления, а подчас и восстановления из руин.
Не осталась без Божией помощи Жабынская пустынь и в новейший период своей истории, когда настоятелем ее стал человек ответственный и умудренный годами служения Церкви Христовой. Архимандрит Никон с самого начала возрождения обители остается в центре всех событий, происходящих внутри обители, а также вокруг нее.
Его ответственность за все принятые решения, которые оказались особенно важны на начальном этапе возрождения обители, была серьезна и велика. Тон в осуществлении идеалов монашеского делания насельникам обители задает пример его личной жизни. Отец Никон прошел длительный путь от послушника в далеком монастыре Закарпатской Руси до архимандрита Святой обители Жабынской. Его терпение к повседневным трудностям, постоянное участием в хозяйственной жизни монастыря, непрестанный труд и забота являют братии пример истинной христианской любви и заботы. Сам архимандрит Никон говорит, что его на все начинания и делания сподвигает пример его духовного наставника, ныне канонизированного Православной Церковью Закарпатского старца – архимандрита Иова (Кундри). «Старец этот непрестанно пребывал в молитве Богу, Божией Матери и святителю Николаю Чудотворцу» - говорит отец Никон. «Образ его сердечного служения Господу всегда является мне примером. Возглавляя скит на протяжении многих десятков лет, он был для монахов и простых мирян настоящим отцом. Преподобный Иов никогда не использовал административные приказы. Каждый день служил Литургию. По окончании Литургии и трапезы сообщал братии о послушании и сам присоединялся к работе. Качествами, за которые мы – послушники – ценили его, были трудолюбие, простота во взаимоотношениях, милосердие, смиренность» - вспоминает архимандрит Никон.
Жизненный путь самого архимандрита Никона (в миру – Василия Ивановича Коневшия) поистине служит примером многим священнослужителям. Родился он 23 января 1928 года в селе Драгово Хустского района Закарпатской области, входившей тогда в состав Чехословакии. Воспитание получил в православной традиции, за которой ревностно следил его отец – Иван Федорович Коневший (1884-1952) и мать – Анна Ивановна Коневшая (1904-1976). Семья была многодетная: вместе с Василием в ней росли двое братьев и пять сестер.
Отец архимандрита Никона был одним из ктиторов Свято-Архангело-Михайловского монастыря в селе Драгово-Забродь. Выкупив в 1934 году землю, где триста лет до этого был мужской православный монастырь, Иван Федорович Коневший передал ее церкви и способствовал восстановлению древней Закарпатской обители [4, С. 30-31].
Будущий архимандрит Никон пас в монастыре овец и всячески помогал по хозяйству. Так уже с малых лет он привыкал к труду и послушанию, столь необходимым в монашеской жизни.
После окончания школы Василий пришел в Свято-Троицкий монастырь с. Хуст-Городилово Закарпатской области, где его наставником стал архимандрит Иов (Кундря). Здесь в скиту он учился мастерству псаломщика, пел на клиросе, пономарил в алтаре. Вместе с ним в обители подвизались его земляки – будущие священнослужители Тульской епархии - прот. Серафим Хланта († 15.10.1994), прот. Михаил Хланта († 16.02.2011), схиархимандрит Исаакий (Мотыль) († 1981), протодиакон Иоанн Бердар.
В 1950 году Василий был пострижен в монашество. Рукоположен 7 сентября 1953 года во иеродиакона, а 21 июля 1956 года - во иеромонаха. После окончания в 1956 году Московской духовной семинарии отец Никон пожелал вернуться на Украину, чтобы продолжить свое служение на родине, но после хрущевских гонений по отношению к Церкви в Закарпатье не было возможности принять его в состав братии или назначить на приход. В связи с этим отец Никон был направлен на служение в Ярославскую епархию, где был штатным священником и настоятелем в храмах Углича, Любимова и в кафедральном соборе Ярославля.
Осенью 1957 года он был переведен в Тульскую епархию. С этого года начинается период служения отца Никона на Тульской земле. Вскоре он был назначен настоятелем Богоявленской церкви в с. Хитровщина Кимовского района (1957), затем переведен в Никольский храм в селе Венев-Монастырь (1958). Через год после этого отец Никон назначен штатным священником храма Николая Чудотворца в село Панино Киреевского района, настоятелем Покровской церкви в селе Алешня Ленинского района, штатным священником церкви святого Димитрия Солунского в Туле. Вскоре он временно назначен в Георгиевскую церковь села Монаенки Арсеньевского района (1960), а затем служил настоятелем Сретенского храма села Любимовка Воловского района (1960), настоятелем храма св. апостола Иоанна Богослова в селе Куркино (1967-1972). Служил он и в Троицкой церкви в Белеве с 1972 по 2000 год, где являлся настоятелем. Назначен комендантом-строителем и наместником Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни с 1991 года.
Награды отца Никона: набедренник (1957), наперсный крест (1962), возведен в сан игумена в 1964 году, палица (1969), крест с украшениями (1974), орден преподобного Сергия Радонежского III степени (1983), орден князя Владимира III степени (1988), возведен в сан архимандрита в 1990 году, право служения Божественной литургии с отверстыми Царскими Вратами до «Херувимской» (2002), до «Отче наш» (2008) [5, С. 674-675].
В связи с большой занятостью по восстановлению монашеской жизни в Жабынской пустыни архимандрит Никон, принимая во внимание решение Тульского епархиального совета, указом временно Управляющего Тульской епархией епископа Богородицкого Кирилла с 10 февраля 2000 года был освобожден от должности настоятеля Свято-Троицкого храма в Белеве с благодарностью за понесенные труды.
28 марта 1991 года митрополит Тульский и Белевский Серапион (Фадеев) указом № 33 предписал настоятелю Свято-Троицкого храма города Белева архимандриту Никону вступить в должность коменданта-строителя Жабынской пустыни. Вступление в должность надлежало осуществить после получения документации о передаче Жабынской пустыни Русской Православной Церкви. Священный Синод на заседании 7 мая 1991 года по слушании рапорта митрополита Тульского и Белевского Серапиона благословил открытие Свято-Введенской Макариевской пустыни в селе Жабынь и утвердил в должности наместника монастыря архимандрита Никона (Коневшего) [6].
Перед отцом Никоном предстала печальная картина Жабынской пустыни. Макариевский храм, в котором в советское время располагалась школа, был заброшен, проемы окон были забиты досками, в стенах выбиты кирпичи, ступени лестницы заросли травой. Ничего не говорило о былом благолепии храма, где когда-то одновременно могли молиться две тысячи человек. Часовни над источником не было, от купален не осталось и следа. И только колодец неиссякаемо радовал своей кристальной водой. Православные никогда не забывали о нем. Знаменская церковь стояла с заколоченными окнами и представляла собой одноэтажное здание. Грустную картину представляли руины Введенского храма. На его месте стояла когда-то деревянная церковь, давшая само имя Жабынской Введенской пустыни. Состояние храма не оставляло надежды на его скорое восстановление, но отец Никон никогда не терял надежды и вскоре принялся восстанавливать поруганные святыни.
Первые службы в Жабынской пустыни отец Никон проводил в Знаменской церкви, где был устроен фанерный иконостас с фотографиями икон. Богослужения совершались по воскресным дням и праздникам. После открытия пустыни в ней по ряду причин в течение девяти лет не было братии. Не было и храма для совершения повседневной молитвы в пустыни, негде было жить, не сразу были решены жизненно необходимые для монашествующих, которые вскоре появились, вопросы обеспечения продовольствием и теплом. Архимандрит Никон никогда не опускал руки, непрестанно молясь Пресвятой Богородице и преподобному Макарию – небесным покровителям обители.
Когда в монастырь пришли добровольные помощники, работа по восстановлению обители ускорилась. Непрестанными помощниками отца Никона в деле восстановления монастырских зданий были его родственники и земляки-закарпатцы. Вместе с архимандритом Никоном они несли все трудности первых лет возрождения обители. С такой же искренней любовью к делу восстановления обители, что и сам отец Никон, они принимались за этот благой труд.
Приходили в монастырь потрудиться и представители древних дворянских родов, знатных купеческих фамилий, потомки позабытых белевских козаков, предки которых стерегли в засечной черте рубежи своей Отчизны. Всех их, по словам архимандрита Никона, объединила любовь к отчему краю и «родному пепелищу», желание воскресить из небытия православную обитель, намоленную их пращурами.
Помогала монастырю и восстановившаяся уже из руин Оптина пустынь, где старец Илий (Ноздрин) молился за возрождение полюбившейся ему Жабынской обители. Сред тех, кто пришел на помощь отцу Никону, были директора таких крупных предприятий как «Трансмаш», «Тулацентргаз», «Туламашзавод», тульская компания «Сталь».
Потихоньку возрождалась обитель, поднимали свои главы храмы монастыря, готова была гостиница и братские корпуса, отстроена купальня на источнике. Все больше паломников приезжает к святому источнику и к мощам преподобного Макария. С 2000 года в обители богослужения стали совершаться ежедневно. Росло число братии и доброхотных помощников монастыря. 4 февраля 2001 года в день празднования памяти преподобного Макария состоялась первая Божественная литургия в Макариевском храме. В тот же день был совершен и первый за многолетний перерыв монашеский постриг.
Монастырь ведет активную пастырскую, просветительскую и миссионерскую деятельность среди населения. Жабынской пустыни передан храм в честь святого великомученика Георгия Победоносца в селе Монаенки Арсеньевского района. Здание церкви долго находилось в запустении, и предстоят немалые работы по его реставрации. Богослужения в церкви совершаются один раз в неделю по воскресным дням.
В самой Макариевской обители братия совершает богослужение поочередно: в зимнее время они проходят в Знаменском храме и только в летнее время, на Рождество Христово, Крещение Господне и престольные праздники – в Макариевском. Ныне закончены ремонтно-реставрационные работы по восстановлению Введенского храма монастыря. Это поистине грандиозный труд всех: настоятеля монастыря, братии, добровольных жертвователей и помощников обители, архитекторов и прихожан. Работы по реставрации Введенского храма шли на протяжении пяти лет. На сегодняшний день роспись стен храма, которую выполняла бригада художников из села Палеха под руководством В.К. Курилова, завершена.
«Восстановление древней Введенской церкви стало чудом, настоящим чудом, которое мы сами с вами можем наблюдать. Слава Господу, Пресвятой Владычице нашей Богородице и преподобному Макарию, что мы с вами являемся очевидцами этих чудесных событий» - говорит отец Никон.
Действительно, восстановление древней церкви Введения во храм Пресвятой Богородицы сплотило многих людей в деле возрождения святыни земли Белевской. Спустя много десятилетий разрухи и запустения поднялась Свято-Введенская Макариевская Жабынская пустынь. Радостно звучат ее колокола, разлетаясь переливным звоном над Окой и стенами древней обители. Архимандрит Никон – непрестанный труженик на Ниве Христовой – надеется что, обитель Макариевская, пережившая столь много лихих годин, станет той прежней величественной красой земли нашей, которой она была прежде. Помолимся и мы Пресвятой Богородице и преподобному Макарию о помощи в дальнейшем возрождении их древней обители.
Библиографический список
1. Леонид (Кавелин). Описание Белевской Жабынской пустыни. – Репринтное издание книги 1865 г. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2006. – 146 с.
2. Шарапов К. Исторический очерк Белевской Введенской Макариевской пустыни. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Тула, 1908.
3. Никишов, В.Д. Жабынь. История Свято-Введенской Макариевской Жабынской пустыни. – М.: ГОУ ВПО МГУЛ, 2011. – 384 с., ил.
4. Свiтлинець А, Канайло С. Свято-Архангело-Михайловский монастир у селi Драгово-Забрiд. – Ужгород, 2009. – 224 с. + 8 с. кол. iл.
5. Тульский Синодик. Тульская епархия (1558-2009) / Авторы-составители Георгиевская Т.В., Петрова М.В. – Тула: АСТРА-ПРИНТ, 2010. – 928 с., илл.
6. Журнал № 74 заседания Священного Синода Русской Православной Церкви от 7 мая 1991 года.
Хланта М.В.